«Нужно уравнять требования к Верховному и Конституционному судам» - Гудрат Гасангулиев Политика
«По обсуждаемому вопросу я в первом чтении выступал и поддержал данный законопроект. Во втором чтении хочу обратить ваше внимание на один момент. В настоящее время в Конституционном суде 9 членов, из них только трое прежде работали судьями. В соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики, Конституционный суд стоит во главе судебной власти страны» - заявил на пленарном заседании Милли Меджлиса председатель Партии справедливости, права и демократии (ПСПД), заместитель председателя Комитета по обороне, безопасности и борьбе с коррупцией ММ Гудрат Гасангулиев в ходе обсуждения во втором чтении проекта закона об изменениях в законе «О Конституционном суде».
Как сообщает xalqcebhesi.az, депутат отметил:
«Во второй части статьи 125 сказано, что судебную власть осуществляют Конституционный суд Азербайджанской Республики, Верховный суд, апелляционные суды, общие суды и специализированные суды. Согласно же статье 130 Конституции, каждый гражданин Азербайджанской Республики, то есть каждый в праве обжаловать в Конституционном суде судебные акты, нарушающие его права и свободы. Это значит, что Конституционный суд может аннулировать даже акты Верховного суда. Исходя из этого, судьи Конституционного суда назначаются из числа лиц, проработавших 5 лет по специальности юриста. В законе «О судах и судьях» оговорены особые правила назначения на должность судьи. Там отмечается, что лица, пользующиеся авторитетом в сфере права, обладающие 20-летним опытом работы по специальности юриста и высокими моральными качествами, могут помимо предусмотренных ст. 93-3 этого закона процедур на основе предложения Судебно-правового совета в законодательном порядке быть назначены на высокую должность судьи.
Уважаемый председатель, прежде всего отмечу, что в законодательстве нет такого понятия, как высокая должность судьи. Есть судьи суда первой инстанции, судьи апелляционного суда и судьи Верховного суда. То есть, как я отметил, есть судьи судов высшей инстанции. Мы должны обязательно учесть это в законодательном порядке. Но, как видите, требования к членам Верховного суда, назначаемым в специальном порядке, гораздо жестче, чем требования к назначению членов Конституционного суда. Я хочу еще раз обратить внимание моих уважаемых коллег, что конституционный закон о нормативно-правовых актах не допускает исключений. То есть это исключения из общего правила, представляющие собой предоставление дискресионных полномочий, а это означает нарушение равенства граждан перед законом, в том числе конституционного требования о том, что «законы должны выражать равное отношение к равным интересам». То есть здесь речь идет о требованиях конституционного закона о нормативно-правовых актах. Поэтому я предлагаю, чтобы уважаемый Али Гусейнли обсудил это с субъектом законодательной инициативы. Считаю, что должен быть установлен порядок, когда судья, проработавший 5 лет в суде первой инстанции, может быть назначен судьей апелляционного суда; судья, проработавший 5 лет в апелляционном суде, может быть назначен судьей Верховного суда; судья, проработавший не менее 5 лет в Верховном суде, может быть назначен членом Конституционного суда. В нынешнем же положении, посмотрите, из 9 членов Конституционного суда только трое прежде работали судьями. Но при этом, как я сказал, Конституционный суд полномочен отменять решения Верховного суда. Поэтому так будет правильнее, и к тому же мы таким путем устраним упомянутые исключения. Если же мы опять будем допускать такие исключения, то по крайней мере необходимо уравнять требования к Верховному и Конституционному судам. При этом, считаю, правильнее будет принять 10-летний срок, то есть назначать лиц, работавших 10 лет по специальности юриста».