"Те, кто думает о перевороте, за деньги обрекут кого-то на несчастья" Политика
Гудрат Гасангулиев: «Большего достичь они не смогут»
Представляем интервью председателя Партии справедливости, права и демократии (ПСПД), депутата Милли Меджлиса Гудрата Гасангулиева партийной пресс-службе.
- Гудрат-бей, после 30 июня въезд в Российскую Федерацию будет допускаться только на основе разрешительного кода от соответственных органов России. Каков должен быть ответ Азербайджана?
- Россия с одной стороны позиционирует себя как сторонника тесной интеграции между бывшими советскими республиками, а с другой принимает такие бессмысленные решения, создающие психологический дискомфорт и недоверие. Мы должны по дипломатическим каналам добиваться, чтобы Россия отказалась от этого шага, но мы ни в коем случае не должны вводить в ответ такие же ограничения для российских граждан. Потому что множество наших сограждан, отправившись в Россию за куском хлеба, вынуждены были принять российское гражданство. Азербайджан – родина всех азербайджанцев, особенно для лиц, родившихся в Азербайджане, и их потомков. В случае обращения таких людей за получением гражданства их просьба должна выполняться немедленно. Наша партия ПСПД всегда выступала с инициативой отмены визового режима и с Ираном для того, чтобы южные азербайджанцы могли беспрепятственно ездить на свою родину – в Азербайджанскую Республику. Мы должны покровительствовать нашим соотечественникам, в какой бы точке мира они ни жили.
- На недавнем международном форуме президент республики говорил о попытках переворота. Разве может кто-то в Азербайджане решиться на такое?
- После обретения независимости в нашей стране такие попытки бывали, а некоторые даже осуществились. Теперь положение иное, наше государство упрочено. Народ имеет большие ожидания от президента в связи с реформами и оказывает ему полную поддержку. Второй важный фактор – в стране сильный министр внутренних дел. Вилаята Эйвазова знаю с детских лет, мне известен его характер и то, как он предан президенту. Пока он на посту министра, стабильность в стране будет защищаться, и никто в здравом уме не должен помышлять о смене власти антиконституционным путем. После удавшегося путча в Гяндже ныне покойный экс-президент Эльчибей говорил: будь у меня такой министр, как Рамиль Усубов, никто не смог бы осуществить в стране переворот. Об этом я уже говорил прежде. В третьих, наш народ, политические партии, активная часть общества на себе испытали, какие лишения и потрясения приносят перевороты, и что они ничего доброго не сулят. Четвертый важный фактор – заинтересованность в стабильности в Азербайджане крупных держав, имеющих в регионе интересы и возможности воздействия на политические процессы. Есть и множество других факторов, но эти главные. Так что те, кто думает о перевороте, только принесут кому-то несчастье за вознаграждение, большего достичь они не смогут.
- Почему заседания Комиссии по помилованиям проводятся в режиме онлайн? Считаете ли Вы возможным помилование лиц, которые, по их утверждениям, находятся в заключении по политическим мотивам?
- Вероятно, заседания проводятся в режиме онлайн в связи с карантином. К сожалению, у нас нет законодательной базы, оговаривающей понятие режима карантина, его сроки и рамки ограничения прав и свобод в период карантина. Насколько мне известно, на заседаниях председатель Самир Нуриев дает всем возможность высказать свое мнение об обсуждаемом заключенном, и это главное. В Положении о помиловании нет прямых указаний на порядок проведения заседаний, и поэтому заседания пусть проводятся так, как людям удобнее. После пандемии мы внесли изменения во внутренний устав Милли Меджлиса. Теперь в связи с введением режима карантина председатель Милли Меджлиса может принять решение о проведении заседаний по системе видеоконференции, когда голосование проводится посредством усиленных электронных подписей. Несмотря на это, мы, будучи людьми одного статуса, собираемся и чувствуем себя удобно в присутствии друг друга, не сторонимся неофициальных контактов, выслушиваем друг друга. Это очень важно и с точки зрения государственных дел, и с точки зрения человеческих отношений. Наверное, даже если депутаты заразят друг друга, государственности это не опасно (смеется). Кстати, в коллективных мероприятиях участвует и президент республики.
По второй части вашего вопроса могу сказать, что ранее президентом было помиловано множество заключенных, утверждавших, что они осуждены по политическим мотивам, это возможно и теперь. Если подобное решение будет принято в отношении тех, кто не совершал особо тяжкие преступления против личности и государства, мы будем приветствовать это. Потому что многие из них уже длительное время живут в заключении, и я верю, что в случае освобождения многие выберут верный путь. Это был бы акт гуманности, и вместе с тем он отвечает интересам нашего государства.
В заключение хочу сказать, что в нашей стране должен быть принят закон о помиловании и амнистии. По Конституции, отправлением правосудия занимаются суды, и в соответствии с законодательством, осужденные могут быть освобождены досрочно, либо мера наказания облегчена решением суда. Право на помилование или амнистию должно применяться в исключительных случаях и во имя государственных интересов